Создание условий для речевого развития
ребенка раннего возраста
- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а неречевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
- Созданиеусловийдля общения с другими детьми.Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль вразвитии детей, чем общение со взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохоразвита, то и общение будет такимже: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения(драки, ссоры, конфликты)и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становитсяречевое общение.Развитие ребенка особенно успешнопроисходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулируетразвитиеобщения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
- Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенкаразвиваетсяво многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия надетей.
4.Развитие мелкой моторики рук. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи иразвитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуальногоразвития каждогоребенка(это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтомуразвитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда какнеразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такоеразвитие.
Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Работа поразвитиюдвижения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
5. Удовлетворение любознательности ребенка.Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности(восприятия, памяти, мышления, воображения)и выполняет познавательную функцию.
Познавательный опыт ребенок, прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника - игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит,развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.
6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитаниядетей, она оказывает огромное влияние наразвитиеи обогащение речи ребенка.
7. Совместные экскурсии, театры, посещения музеев.Осуществляется обогащение словаря, стимулируетсяречеваяактивность и познавательная потребностьдетей.
8. Организация и проведение игр по развитию речи детей (дидактических, настольно – печатных, словесных и т.д.).
Таким образом, главнымусловием успешного речевого развития детейявляется создание благоприятнойречевой среды. От того какаяречеваясреда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
Воспитатель по коррекции речи
Злобина Н. Е.